Конная охота — что это?
Лошади для горных охот должны подбираться самым тщательным образом. Главное здесь — спокойный и уравновешенный характер животного.
Когда-то эти три понятия были неразрывно связаны между собой, и вопрос выбора породы и подготовки лошади для охоты определялся теми функциями, которые она должна была выполнять.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Парфорсная охота, введенная генералом Брусиловым для практического укрепления навыков полевой езды, была популярна в российской офицерской кавалерийской школе.
Участник событий тех лет Михаил Свечин вспоминал: «Охота заключалась в том, что из клетки выпускался зверь и, почувствовав свободу, полным ходом уносился, прыгая через все препятствия, какие только могут встретиться — канавы, заборы, горы, кручи, болота и пр. Когда он исчезал из виду, выпускались собаки, которые по запаху следа неслись вдогонку. За стаей собак неслись и офицеры во главе с начальником охоты. Погоня продолжалась не менее десяти верст. Понятно, для такого пробега лошади должны были быть хорошо натренированы и напрыганы».
В Англии для парфорсной езды был принят определенный смешанный тип лошади, названный «гунтером», что по-английски означает «охота». Это не порода, а помесь верховой лошади с упряжной.
Их соединенные качества были необходимы для долгого, подвижного преследования своры собак. Здесь ценятся свободные движения, не утомляющие всадника, уравновешенный темперамент, сотрудничество как с человеком, так и с собакой.
Разумеется, подобные помеси активно применялись и в России. Но в настоящем у нас известен, пожалуй, лишь один крупный эпизод с попыткой вывести специализированную охотничью лошадь.
В начале 2000-х в Волгоградской области выводилась Донская охотничья порода лошадей. Свое название она получила от географического положения и охотничьей специфики. Создатель породы Светлана Николаевна Зимина в течение 15 лет вела селекционную работу.
По сути, один человек, с нуля, проделал громадную работу, которую не смогли сделать большинство наших конных заводов, обладая штатами сотрудников и государственным финансированием.
Главная задумка Зиминой заключалась в выведении устойчивой к природным факторам лошади, обладающей человекоориентированностью, стабильной психикой, неутомимостью и плавностью движений.
Эти лошади верхового сложения, тип гунтера, росли и содержались в табуне, круглый год на выпасе, обладали широким орловским аллюром, выносливостью, уравновешенным темпераментом и сообразительностью. Табунное содержание рядом с рекой, степью ковали в них устойчивое восприятие окружающей природы.
Также создателями был сделан вывод, что, лишь образовав тандем «подготовленная лошадь — подготовленный всадник», можно реализовать закладываемый в лошадях охотничий потенциал. Поэтому было организовано конно-охотничье обучение будущих владельцев этих лошадей.
ВЫБОР ЛОШАДИ
Какой же должна быть лошадь для охоты? Во-первых, психически устойчивой, не боящейся резких звуков и смены событий. Она должна уметь работать в спайке с собаками и лошадьми, не пытаясь конфликтовать с ними.
Должна уверенно проходить пересеченную местность, преодолевать естественные препятствия, проходить воду, холмы и склоны, а также слышать всадника. Важно, чтобы лошадь родилась и выросла в той местности, где она будет охотиться.
Ее сложение и характер должны подходить к конкретному виду охоты. Так охота с собаками требует подвижности, тогда как для транспортных задач требуется умеющая ждать лошадь. Беспокойство, пугливость всегда вызывают незапланированные проблемы.
Неслучайно на конно-туристических базах состав коней подбирается психологически устойчивый. Очень важно повседневное содержание охотничьей лошади (социум, табун, движение), здравая конюшенная обстановка.
Культурно-табунная лошадь всегда будет лучше приспособлена к окружающим природным факторам, чем лошадь денниковая (*), испытывающая, к примеру, страх при шуме листьев. Табунная подключит инстинкты, подскажет изменение обстановки поведением и движением
тела.
На охотах также требуется формирование конных групп из лошадей одного табуна, симпатизирующих друг другу. В таком составе животным легче переносить все тяготы охоты. Свой табун дает каждой лошади психологическое чувство защищенности, и это спокойствие повлияет на охоту.
НАБЛЮДАЕМ И ТРЕНИРУЕМ
Лошадь всегда индефицирует наличие свежих запахов, отличных от окружающей обстановки, и дает понять об этом движением тела, заинтересованностью, настороженностью.
Опыт со временем даст всаднику лучшее понимание поведения животного. Если он будет прислушиваться к подаваемым сигналам, поощрять их, то доведет до логического конца эту особенность лошади.
Есть еще одна особенность: любой зверь более лояльно воспринимает лошадь, нежели человека (сам был свидетелем того, как на пасущихся лошадей вышел сохатый). К тому же лошади, особенно опытные, своим поведением дают понять о наличии запаха зверей. Это будет выражаться в принюхивании, прислушивании...
Тренировкой ко многим видам охот может быть индивидуальный условный «оклад», либо выход на зверя. Это поможет в дальнейшем понять поведение лошади и познакомит ее с поставленной задачей.
Охота с собаками может быть индивидуальной и групповой. Подъем зверя в поле сопровождается его преследованием, особой тактикой охвата наибольшей площади. В групповом варианте участники единого преследования делают охват цепью, тактически отсекая поднятого зверя от леса.
Такая охота требует кропотливой предварительной подготовки, опыта и знания повадок зверей, чтобы спрогнозировать все возможные сценарии.
Для успешной охоты в таком русле помогает подготовка лошади к работе на пересеченной местности, преодоление естественных преград, спуски, подъемы, прыжки через канавы, частые смены направлений и т.д.
Обычно такой тип подготовки называют парфорсной ездой — от одноименного типа охоты.
Во время парфорсной охоты гончие гонят зверя, пока тот полностью не выбьется из сил. Этот вид предполагает активную полевую езду. Для подготовки к такой охоте используют искусственный след, для чего на избранном направлении с препятствиями заранее метят маршрут.
Это может быть моча лисицы, за следом которой пускают собак со всадниками. Также в тренировочном варианте (без участия собак) в виде искусственного следа могут использоваться бумажные указатели.
ИЗБАВЛЯЕМСЯ ОТ СТРАХА
Охота всегда подразумевает трофей, а значит, необычную визуализацию, включая кровь.
И конечно, здесь требуется охотничий опыт лошади. Она настораживается или пугается только того зверя, который ей незнаком.
Встречая постоянно запах секача или сохатого, лошадь постепенно собирает информацию о них. Главное в таком ознакомлении — последовательность и постепенность.
Существует не так много питомников, где бы можно было показать лошади живого кабана. Зато можно показать шкуру секача, сделав это аккуратно, вначале издалека, давая лошади осмотреть ее с разных сторон, потом чуть ближе.
Затем шкуру можно показать и в другом месте, все зависит от реакции лошади, ее заинтересованности, принюхивании. Не следует забывать, что вид крови, безусловно, воздействует на сознание неопытной лошади, она принюхивается, не зная, чего ожидать.
Это препятствует нормальному дыханию, оказывает влияние на эмоции.
Важно с самого начала избежать зажатости и дискомфорта животного. В конечном счете это может негативно повлиять на психику лошади, животное спокойно лишь тогда, когда какие-либо действия знакомы ей и прогнозируемы. Шаг за шагом, поэтапно нужно знакомить лошадь с образом и запахом конкретного зверя.
Также необходимо постепенное ознакомление лошади с применением различных видов снаряжения, таких как радиосвязь, налобные фонари, вспышки сигнальных ракет и т.д. Глаз лошади прекрасно приспособлен к сумеречному образу жизни, но при резком освещении ему требуется время перестроиться.
Быстрая смена освещения (например, включение налобного фонаря) на время лишает лошадь четкой визуализации, она инстинктивно зажимается. Здесь важно проявить такт, и со временем зажатость пройдет.
Кроме того, в охоте, как правило, многое проходит быстро и сумбурно. Всадник в этих условиях действует резко, стремительно. Не привыкшая к такой обстановке лошадь начинает паниковать, и если в группе несколько неопытных лошадей, то эта паника автоматически перекидывается на остальных.
Поэтому важно планировать заранее как сами условия охот, так и состав коней, где основной костяк состоит из опытного поголовья.
Это по большей части касается лошадей, выросших и содержащихся в неприродных условиях. Лошадь же, воспитанная в тех же условиях, в которых ей предстоит действовать, с большинством этих проблем знакома не будет.
ЛОШАДЬ И СОБАКА
Собака — неизменный «атрибут» охот, поисковой и пограничной службы. Ее взаимодействие и сосуществование рядом с лошадью может дать плодотворный результат. При неправильном подходе это создаст целый пласт проблем.
Задача всадника — планомерно подготовить собаку и лошадь к совместной работе и в дальнейшем поддерживать, укреплять эту основу.
В первую очередь собаку и лошадь нужно ненавязчиво познакомить друг с другом. Скажем, собака может находиться рядом при раскладывании сена на зимнем пастбище или на водопое летом, то есть нужна такая ситуация, в которой собака не просто будет на конюшне, но и сможет подходить к лошади вместе с человеком.
Они должны увидеть характер движений друг друга. Если собака лезет под лошадь, а та бьет по ней, значит, была допущена ошибка в ее обучении.
Когда близкое нахождение рядом этих видов становится беспроблемным, то необходимо ознакомить их с совместным движением во время верховой езды. Лучше всего взять собаку на поводок, поместив его в правой руке, и стараться не лезть под траекторию движения лошади.
Вместо повода с карабином, который сложно отстегивать от седла, лучше использовать швору, благодаря чему будет легче отпускать собаку.
Вначале необходимо на прямых показать движение рядом, на шагу, и, если все пройдет хорошо, сделать небольшие переходы в рысь, дав собаке возможность подстроиться под лошадь. Молодую собаку можно брать вместе с опытной, и тогда первая быстро поймет, что от нее требуется.
Совместные повороты рядом — следующая ступень подготовки. Сперва на шагу, затем на рыси. Поворот внутрь сложнее, чем во внешнюю сторону. Здесь необходимо дать собаке подсказку поводком, снизить ритм и аккуратно повернуть лошадь.
Используются также и голосовые подсказки, в дальнейшем они же помогут взаимодействовать с собакой голосом без повода-сцепки.
Любые трудности в этой работе нужно решать базовой подготовкой — отдельно лошади и отдельно собаки.