Летне-осенняя охота не за горами. С какими патронами отправиться на охоту?
Это для многих не вопрос. Да с теми, которые продаются в магазине. А если не хочешь охотиться с казенными, снаряжай сам. Однако добиться ими оптимального боя практически невозможно.
Так как стволы ружей одинакового калибра, сделанные даже на одном и том же заводе, в силу принятых в промышленности допусков будут различаться.
Поэтому охотнику необходимо подобрать для своего ружья оптимальные навески порохового заряда и снаряда для конкретных охот и снаряжать патроны самому.
На эту особенность ружей указывал еще С.Т. Аксаков: «Каждое ружье имеет свой собственный, особенный заряд, которым бьет лучше, чем зарядом несколько поменьше или побольше».
Все последующие годы производители патронов и охотники не оставляли и не оставляют попыток по совершенствованию патронов к дробовому ружью. Заметным улучшениям подверглись все составляющие патрона. Бездымный порох вытеснил дымный, возросла мощность капсюлей, широкое распространение получили сначала бумажные, а затем пластмассовые гильзы.
Полиэтиленовые пыжи-контейнеры заметно потеснили традиционные войлочные, пробковые и древесноволокнистые.
Если обратиться к «классическому» представлению о дробовом выстреле, то он базируется на двух фундаментальных понятиях — кучности и резкости боя. Остальные составляющие, как давление и др., для охотника отходят на второй план.
Следует признать, некоторые любители охотиться по мелочи, наоборот, добиваются от своих ружей более широкой и равномерной осыпи при стрельбе на короткие дистанции. Но это тема для отдельного разговора.
Считаю уместным напомнить высказывание таких специалистов в области теории и практики дробового выстрела, как М. Блюма и И. Шишкина: «Все охотничьи гладкоствольные ружья и во времена Аксакова и Сабанеева, и в наши дни во всех странах мира пристреливали и пристреливают на одну и ту же дистанцию — 35–36 м (50 аршин, 50 шагов).
Специальным снаряжением патронов и тщательной пристрелкой ружья можно добиться надежного боя на 40–45 м, а из ружей «Магнум» на 50–55 м и даже немного дальше. Под надежным боем понимают такой бой, когда в цель попадает 3–5 дробин требуемого номера со скоростью около 200 м/с». Чтобы в тушку попали 3–5 дробин, здесь и должна сыграть свою роль кучность боя.
Но, к сожалению, все нововведения не позволили значительно увеличить дальность поражения дробью из гладкоствольного ружья. Она пока остается такой, как и сто лет тому назад: дробь № 7 — 30–35 м, № 5 — 35–40 м, № 3 — 40–45 м, № 1 — 45–50 м, дробь «0» — 50–55 м.
В связи с этим напомню слова А.Зернова, специалиста по дробовому выстрелу, который писал: «Убить дичь случайно можно и на сто, и на полтораста шагов, т.к. крупная дробина и на таких расстояниях способна еще пробить череп или перебить крыло.
Но кучность боя уже так мала, а ошибки в прицеле даже хорошего стрелка так велики, что на каждую убитую дальше 70 шагов дичь придется много искалеченных подранков, которые охотнику не достанутся и зря в мучениях пропадут. …Выстрелы эти не эффективные, а постыдные».
Следует помнить, все, что за пределами вышеназванных дистанций, находится уже во власти нарезного оружия. Но мы так устроены, все пытаемся улучшить бой своего ружья. Я по сей день увлекаюсь этими поисками.
О гильзах, порохах и пыжах написано много поучительного. Но я бы хотел еще раз заострить внимание охотников на пороховых пыжах. Патроны к своим ружьям я всегда старался снаряжать сам. Проявлял особую заботу о качестве пыжей.
Я твердо усвоил утверждение Гражданского Инженера, написавшего еще в начале 20-го века: «Свойства, материал и размеры порохового пыжа имеют сильное влияние на резкость боя. …Как бы ни были хороши ружья, гильзы, порох и пистоны, при скверных пыжах хорошего боя ожидать нельзя». Пыжи для своего патрона надо подбирать.
Чтобы они (в том числе пыжи-контейнеры) и пороховые прокладки шли в гильзу с натягом. Если они входят в гильзу свободно или проваливаются, пороховые газы будут прорываться, кучность и резкость боя, а также равномерность осыпи дроби ухудшатся.
На заре своей охотничьей юности я был уверен, что самыми лучшими являются осаленные войлочные пыжи и именно те, с которых почти «капает» жир.
Я придумал прокладки на порох рубить из автомобильной камеры, чтобы газы меньше прорывались. Оплеухи прикладом при выстреле, как говорили в старину, были «зело» крепки, что я и считал улучшением боя.
Меня в этом разубедил мой товарищ по стрелково-стендовой команде Лев Ломако. Мы тогда получали комплектующие для снаряжения патронов и сами их снаряжали. По его мнению — лучшие пыжи войлочные не осаленные, чрезмерная осалка пыжа ухудшает бой. А когда я ему рассказал про пороховые прокладки из автомобильной камеры, Лев откровенно рассмеялся.
С тех пор осаленные войлочные пыжи не применяю, также отказался от древесноволокнистых и пороховых прокладок из автомобильной камеры. Позже я заинтересовался пробковыми пыжами. При тех же навесках дроби и пороха качество выстрела значительно ухудшилось.
Это выразилось в повышении отдачи после выстрела, снижении кучности и резкости боя. Протерев ствол насухо, убедился, что он значительно освинцован. Выходит, дробинки от высокого давления «размазывались» по стволу.
Когда я начал извлекать их из доски, обнаружил, что они, за редким исключением, потеряли свою шаровидность.
Опытным путем пришел к выводу, пробковые пыжи значительно повышают давление. Пришлось уменьшать навеску пороха. Когда избавился от труднопереносимой отдачи, то кучность и резкость боя вернулись к показаниям с использованием неосаленных войлочных пыжей. Обо всех этих тонкостях писали, и не раз, А. Азаров и другие авторы.
С изобретением пыжа-контейнера из полиэтилена значительно упростился процесс снаряжения патронов.
Но и здесь не все новое удовлетворяло охотников и стендовых стрелков. Выстрел с использованием пыжа-контейнера явление сложное. Вот что по этому поводу писал И. Арбузов: «Дело в том, что раскрытие контейнера может происходить на разных расстояниях, а сам контейнер с дробью, как пуля неправильной формы, выпущенная из гладкого ствола, подвержен отклонению от линии прицеливания.