К началу 1942 года немецкое командование, наконец, осознало, что Мурманск им в ближайшее время не взять. Война приобретала затяжной характер, а грузы, доставленные северными конвоями, в значительной мере компенсировали потери боевой техники, понесённые Красной Армией в первые месяцы войны.



Гитлер объявил Арктические воды «зоной судьбы». По его приказу в Норвегию были переброшены оставшиеся тяжёлые корабли, усилен состав подводных сил и морской авиации. В январе 1942 в Тронхейм прибыл линкор «Тирпиц», несколько позднее к нему присоединился тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», а в марте — тяжёлый крейсер «Адмирал Хиппер». Немцы приступили к проведению систематических операций на арктических морских коммуникациях.


Хорошо организованная к тому времени агентурная, воздушная и радиоразведка сообщили, что к выходу готовятся сразу два конвоя. При удачном стечении обстоятельств, на дно можно было отправить около трёх десятков судов. Такой урон, по сути, равнозначен потерям в ходе фронтовой стратегической операции. Главной ударной силой в планируемом нападении являлся «Тирпиц», не имевший тогда на Севере ни одного достойного противника.

В конце февраля - начале марта 1942 года почти одновременно из Рейкьявика и Мурманска вышли полярные конвои PQ-12 и QP-8. В составе последнего с грузом пиломатериалов шел и лесовоз «Ижора». Старое тихоходное судно с трудом сохраняло свое место в строю и скоро, из-за усиления ветра и неисправности двигателя, стало отставать. По суровым законам войны ждать «Ижору» не стали, и через некоторое время пароходик остался один.

6 марта 1942 года началась операция военно-морских сил Германии под кодовым названием «Шпортпалас» («Дворец спорта») против союзных караванов судов, направлявшихся в Советский Союз. Из норвежского Тронхейма вышел немецкий линкор «Tirpitz», в сопровождении эсминцев «Friedrich Inn», «Hermann Schoemann» и Z-25. Им предстояло прежде всего внезапно атаковать конвой PQ-12, с легким крейсером "Кения" и  постараться избежать эскадру английского адмирала Джона Тови прикрывавшего маршрут из Исландии в Мурманск. Британская подлодка «Seawolf» обнаружила немецкие корабли, но практически сразу контакт был потерян. Из переданного ей сообщения было не ясно, какие именно корабли вышли из Тронхейма и куда они направляются.

К полуночи доклад был на столе у британского командующего флотом митрополии адмирала сэра Джона Тови, который с отрядом, состоящим из линкоров «King George V» и «Duke of York», тяжелого крейсера «Renown», авианосцем «Victorious» и группы эсминцев находился в 100 милях от конвоя PQ-12.



К месту пересечения путей двух союзных конвоев, один из которых (PQ12) шёл на Мурманск, а второй (QP8) направлялся к берегам Исландии, должна была скрытно подойти эскадра во главе с линкором «Тирпиц». Германская разведка сработала чётко: время и место рандеву было рассчитано точно. Без сомнения, «Тирпиц» вышел бы на конвои и устроил бойню, если бы не одно «но», перевернувшее все расчёты и сорвавшее операцию.

«Tирпиц» и его эсминцы шли на северо-восток вдоль норвежского побережья на скорости в 23 узла. В полночь они свернули на север. Море было бурным, дул резкий холодный ветер. 7 марта 1942 года в 10.00 адмирал Цилиакс решил, что следует запустить два гидроплана «Arado», чтобы попытаться найти конвой, но снежный шторм и обледенение самолетов не позволили это сделать. Тогда он решил отправить курсом на норд норд-вест на поиски три эсминца, а самому начать движение на норд-вест. 8 марта 1942 года из-за плохой погоды найти конвой не удалось и немецкие эсминцы присоединились к «Tirpitz». В полдень, эсминец Z-25 заметил дым - это был отставший от конвоя QP-8 советский транспорт «Ижора» (капитан В.И.Белов).

Об обнаружении «Ижоры» по-военному сухо рассказывает вахтенный журнал немецкого эсминца «Фридрих Ин», сопровождавшего линкор «Тирпиц»:

«16.45 Великолепная видимость. По курсу 10 градусов эсминец «Ин» обнаружил сильный дымный след. Это сразу же подтвердили эсминцы «Шеманн» и «Z-25». Полным ходом эсминцы идут в этом направлении. Скоро становится видна труба и две мачты парохода, следующего курсом на запад».

«17.20 Пароход сообщает свои опознавательные данные: «Лесовоз «Ижора», порт приписки Ленинград. Водоизмещение 2815 тонн, идут с грузом».

«17.25 Пароходу приказано застопорить ход и запрещено использовать радиосвязь. Перед его носом производится предупредительный выстрел снарядом калибра 37 мм. Пароход прекращает движение.»


При этом немцы были настолько уверены, что старый пароход не осмелится нарушить это требование, что даже не включили свою станцию радиопомех, которая могла помешать радиообмену.Однако произошло то, чего немцы никак не ожидали: «Ижора» не только вышла в эфир, предупреждая всех о грозящей опасности, но и открыла огонь из своего единственного 37 мм орудия. Лесовоз дал бой линкору!

У «Ижоры» не было ни малейших шансов отбиться (да и нечем), помощи ждать неоткуда – английская эскадра находилась далеко. Не понимать этого моряки «Ижоры» не могли, они вообще были гражданскими людьми. Как до войны ходили в море, так и во время войны продолжали выполнять свою работу «морских извозчиков». Дальнейшая судьба была очевидной – либо плен, либо смерть при отказе выполнить приказ. На борту лесовоза было тридцать четыре члена команды, чей подвиг навсегда останется на страницах истории. Можно только представить ужас этих гражданских моряков, среди которых были женщины, когда они увидели перед собой огромные, вооружённые до зубов корабли под немецкими флагами. Можно представить себе степень мужества этих людей, когда они приняли решение нарушить вражеский приказ и предупредить своих товарищей.Что в тот момент происходило на «Ижоре», мы уже не узнаем никогда, но транспорт продолжил ход и начал радиопередачу...

«17.25 ... У его кормового орудия замечены люди. Орудие направлено в нашу сторону. Пароход дает радиограмму "RR" с указанием своего точного местоположения...».(Вахтенный журнал «Фридрих Ин»)

 Немцы с эскадренных миноносцев видели женский боевой расчет кормового орудия «Ижоры», который вел по ним огонь. Подвиг наших людей заключался не только в этом. По приказу капитана Белова радист вышел в эфир с радиограммой: «gunned gunned Ijora gunned RR de UPEQ 7235 N 1050 E Ijora». Местоположение немецкой эскадры для англичан было раскрыто.Таким образом капитан «Ижоры» Василий Ильич Белов успел предупредить по радио о нападении кораблей противника.В результате радиограммы «Ижоры» конвой QP-8 увеличил скорость, выходя из опасного квадрата, конвой PQ-12 изменил свой курс, а адмирал Тови расположил свои линейные корабли на опасном направлении для защиты конвоя. Немцы с помощью радиоперехвата их засекли. Командование линкора решило не связываться с эскадрой англичан...

Неравный бой продолжался недолго. Эсминцы из сопровождения «Тирпица», как коршуны, набросились на беззащитный лесовоз.Не опасаясь ответного огня, эсминцы стреляли практически в упор, то есть без промахов, но ни через 5 минут, ни через 10, ни через полчаса «Ижора», изуродованная снарядами, не затонула. Радиопередача прекратилась, поскольку была разбита радиорубка и убит радист, но теперь дым, от горящего корабля поднимаясь высоко в небо, и был виден издалека, чем демаскировал немцев.В ярости эсминцы стали расстреливать «Ижору», но объятое пламенем судно не тонуло. Немцы не верили в происходящее – они не знали, что судно было нагружено деревом. Немецкая эскадра обрушила на суденышко, вооруженное пулеметами и крошечной пушкой, настоящий шквал огня...





Немецкий историк Бернард Гомм в книге «Война на море 1939-945» подсчитал, что по транспорту было произведено 11 выстрелов орудиями 150 мм, 43 выстрела орудиями 127 мм и 82 выстрела орудиями 37 мм, а также выпущены 2 торпеды и брошены 2 глубинные бомбы. С лесовоза успели произвести несколько выстрелов, не причинивших, однако, врагу никакого вреда.


На «Ижоре» полыхал пожар, но, она упорно не хотела тонуть.Тогда командующий эскадрой адмирал Силиакс объявил торпедную атаку. Но и выпущенные две торпеды не смогли потопить пароход, хотя он к тому времени превратился в решето.  Полыхавшая "Ижора",груженная русским лесом,упрямо держалась на воде.  Линкор «Тирпиц» в бойне не участвовал, его командир Карл Топп воскликнул: «Тирпиц» золотом не стреляет!». Его беспокоили радиограмма с советского парохода, отправленная накануне гибели, а также огромные клубы дыма и пара, поднимавшиеся к небосводу, которые выдавали местонахождение эскадры.




Последним аккордом безжалостного избиения стали две глубинные бомбы, сброшенные немецким эсминцем под борт «Ижоры».  «Friedrich Inn» совершил нетривиальный маневр – прошел впритирку с бортом «Ижоры» и сбросил глубинные бомбы, установленные на минимальную глубину подрыва.В 18 часов 13 минут «Ижора» пошла ко дну почти час продержавшись против линкора и трех эсминцев!!!

Повторим, что подвиг «Ижоры», погибшей, но не сдавшейся врагу, не был напрасным: радиограммы лесовоза «Ижора»  приняли оба конвоя. Радиосигнал был принят английским легким крейсером «Кения», сопровождавшим конвой PQ-12, что помогло конвою избежать встречи с линкором «Тирпиц» и спасло его от разгрома. Уцелел и конвой QP-8.  Кроме того, сигнал «Ижоры» был также принят на британской эскадре адмирала Д. Тови, которая охотилась за «Тирпицем».Англичане направили на перехват немецкой эскадры авианосное соединение.Утратив по вине «Ижоры» эффект неожиданности, «Типриц» вынужден был развернуться и идти на базу. Позже на линкор вышли английские торпедоносцы и хотя ни одна из 24 торпед не попала в цель, в таких условиях действовать «Тирпицу» было рискованно. Более ни разу не посмев выйти в море, он, в конце концов, погиб под ударами английских подлодок и самолетов прямо на своей стоянке в норвежском фьорде...

Так, 7 марта 1942 года, ценою своих жизней русские моряки спасли два конвоя, на которые целенаправленно шел мощнейший линкор «Тирпиц». Из команды «Ижоры» в тот день спасся только старпом Адаев. Он погиб позже, в немецком концлагере.

...Впервые о подвиге "Ижоры" написал Валентин Пикуль в своем знаменитом романе "Реквием каравану PQ-17", завещая всем: "Помните, люди, эту "Ижору!"" Но вот парадокс: мы у себя, в России, к сожалению, не услышали этот призыв и благополучно забыли ее подвиг, а вот в Германии до сих пор помнят "храбрую Ижору". Именно так называет ее немецкий любитель военной истории Норберт Клапдор, отец которого, будучи солдатом вермахта, служил некоторое время на эсминце "Фридрихе Ине" - одном из тех, который и потопил в марте 42-го "Ижору". Занимаясь "Фридрихом Ином", он заинтересовался "Ижорой" и с тех пор "заболел" мечтой написать книгу о ее подвиге и трагедии.

Приехав в в Петербург, он поделился неизвестными у нас данными об «Ижоре» с Юрием Лебедевым. Тот посоветовал ознакомить с ними Центральный Военно-морской музей. Не откладывая дела в долгий ящик, они отправились туда, и Клапдор передал руководству музея отрывок из вахтенного журнала "Фридриха Ина". Исследуя эту историю, он пришел к удивительному выводу, что именно трудяга-лесовоз "Ижора", напоровшийся в Северной Атлантике на немецкую эскадру во главе со флагманом германского флота - линкором "Тирпитцем", предопределил и ускорил поражение немецкой армии фельдмаршала Роммеля в Африке. Спустя много лет после войны мало кто знает, что именно трагический бой с "Ижорой" задержал, а потом и вообще сделал невозможным поход линкора "Тирпитц" в африканскую акваторию для завоевания там господства над английским флотом.


Список экипажа "Ижоры":

1. Белов Василий Ильич 1895 г. р., капитан;

2. Адаев Николай Илларионович 1905 г. р., ст. помощник;

3. Корольков Леонид Алексеевич 1909 г. р., II помощник;

4. Осипенко Иван Романович 1906 г. р., дублёр ст. помощника;

5. Шерстнёв Фёдор Васильевич 1916 г. р., III помощник;

6. Петров Михаил Петрович 1910 г. р., ст. механик;

7. Штрекер Леонид Фёдорович 1912 г. р., II механик;

8. Греков Константин Осипович 1903 г. р., III механик;

9. Гусаров Николай Александрович 1908 г. р., радист;

10. Смуров Владимир Иванович 1918 г. р., боцман;

11. Митин Василий Григорьевич 1915 г. р., плотник;

12. Хорьков Николай Степанович 1914 г. р., матрос 1 класса;

13. Марков Михаил Михайлович 1915 г. р., матрос 1 кл.;

14. Антропов Александр Николаевич 1914 г. р., матрос 2 кл.;

15. Шумков Юрий Вениаминович 1925 г. р., матрос 2 кл.;

16. Макарычев Алексей Иванович 1925 г. р., матрос 2 кл.;

17. Поступинский Сергей Кондратьевич 1910 г. р., ст. машинист;

18. Веденеев Фёдор Ильич 1917 г. р., машинист 1 кл.;

19. Фёдоров Борис Петрович 1916 г. р., машинист 1 кл.;

20. Давыдов Пётр Яковлевич 1910 г. р., кочегар-наставник;

21. Капитонов Егор Акимович 1897 г. р., кочегар 1 кл.;

22. Киричук Иван Николаевич 1909 г. р., кочегар 1 кл.;

23. Куропцев Григорий Павлович 1911 г. р., кочегар 1 кл.;

24. Пантелеев Пётр Фёдорович 1923 г. р., кочегар 1 кл.;

25. Митрошин Александр Трофимович 1923 г. р., кочегар 1 кл.;

26. Мохин Григорий Михайлович 1908 г. р., кочегар 1 кл.;

27. Свищев Дмитрий Иванович 1910 г. р., кочегар 1 кл.;

28. Чирков Захар Иванович 1910 г. р., кочегар 1 кл.;

29. Тимофеев Сергей Павлович 1916 г. р., кочегар 2 кл.;

30. Салин Иван Фёдорович 1915 г. р., повар;

31. Могутова Раиса Григорьевна 1922 г. р., камбузница;

32. Авдеева Анна Николаевна 1891 г. р., буфетчица;

33. Басова Агнея Николаевна 1905 г. р., уборщица;

34. Степанов Петр Андреевич 1915 г.р. лейтенант. транспорт "Ижора"

Помните этих людей!



Братская могила экипажа транспорта "Ижора"

e-max.it: your social media marketing partner