Информационная справка связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу транспортирования оружия в охотничьих угодьях

Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте) и Правилами охоты, утверждёнными приказом Минприроды России от 24.07.2020 № 477 (далее – Правила охоты), установлены требования к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 57 Закона об охоте лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 57 Закона об охоте, пунктом 4 Правил охоты определено, что к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.

При этом согласно части 5 статьи 1 Закона об охоте охота – это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Таким образом, статья 57 Закона об охоте приравнивает к охоте нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с охотничьим огнестрельным оружием только при осуществлении деятельности, связанной с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Деятельность, связанная с транспортированием охотничьего длинноствольного огнестрельного оружия без использования данного оружия в целях осуществления охоты, регулируется положениями раздела XIII (Транспортирование и перевозка оружия и патронов) Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 (далее – Правила).

Положениями указанных Правил установлено, что транспортирование принадлежащего гражданам оружия осуществляется в чехлах, кобурах или специальных футлярах.

Факт нарушения Правил охоты может быть установлен должностными лицами при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора и производственными охотничьими инспекторами при осуществлении производственного охотничьего контроля.

На основании статьи 33 Закона об охоте Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряда полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе по осуществлению федерального государственного охотничьего контроля (надзора) на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Органы прокуратуры вправе давать правовую оценку действиям лиц, осуществляющих федеральный государственный охотничий надзор.

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона о прокуратуре в целях рассмотрения и разрешения Ваших вопросов Вы можете обратиться в органы прокуратуры.

https://www.mnr.gov.ru/open_ministry/answers_to_collective_appeal/otvet_na_obrashchenie_konovalova_v_v_vkh_34573_og_50_ot_25_12_2023/