В Нижегородской области обнаружили тело убитого браконьерами егеря. По версии следствия, мужчины незаконно охотились, а егерь их застал за этим занятием.

На инспектора Байкальского заповедника в Бурятии было заведено уголовное дело за то, что он с поличным задержал пятерых браконьеров. В Новосибирской области тоже разгорается свой скандал. Полиция проводит проверку из-за драки охотоведа и отдыхающих в Искитимском районе. И в этой истории всё не так однозначно, что еще раз подчеркивает необходимость срочно совершенствовать закон об охоте.

Резонансный конфликт между компанией отдыхающих и охотоведом в Искитимском районе показывает актуальность дополнительного регулирования правил охоты в Новосибирской области. Грань между борьбой с браконьерством и риском злоупотреблений очень тонка.

На этой неделе в Новосибирск прибыла съёмочная группа программы «Вести. Дежурная часть», чтобы поднять на федеральный уровень громкий местный сюжет. В конце мая сразу несколько массовых СМИ Новосибирска опубликовали рассказ охотоведа заказника Легостаевский Владимира Коченова о том, как он в одиночку и безоружный вступил в неравное противостояние с компанией из восьми человек, заподозрив их в незаконной охоте. Особый акцент в повествовании делали на участии в инциденте главного судебного пристава Маслянинского района Александра Дятловского. Якобы тот запугивал егеря своим чином, угрожал «утопить, как котёнка в реке», а далее и вовсе бросился душить. Но всё это — по версии охотоведа.

Коченов рассказывает, будто обнаружил восемь мужчин, сплавлявшихся на лодках в заказник, охота на территории которого запрещена. Более того, там даже запрещено появляться с оружием. А у компании сплавляющихся было то ли два, то ли три ружья (версии сторон конфликта разнятся), и в лодке было несколько тушек птиц. Да ещё бутылки со спиртным. Охотовед решил изъять оружие и сдать охотников в полицию. Но на него якобы набросились и стали душить, а впоследствии уплыли, оставив ружья в распоряжении Коченова.

У сплавлявшихся другая версия. Руководитель Маслянинского ДРСУ Сергей Просеков уже более 30 лет ежегодно весной устраивает сплавы на лодках по Берди. Об этой традиции знают многие не только в Маслянино и соседних районах, но и в Новосибирске: 10 лет назад про эти сплавы даже была издана книга. В сплавах участвуют весьма интересные и влиятельные гости. И охота на этих мероприятиях не главное. Вот и в этот раз у сплавлявшихся на 8 человек было, по их словам, два ружья. Упомянутый уже Дятловский был без оружия. В любом случае, документы на ружья, принадлежавшие Просекову, были оформлены должным образом. Но охотовед целенаправленно преследовал компанию и ждал их в месте пересадки с лодок на автомобили. Коченов забрал ружья к себе в машину и, по словам Просекова, потребовал подписать чистый лист бумаги. Завязалась перепалка. Пока спорили, Просеков потянулся в «Ниву» охотоведа, чтобы забрать ружья. Коченов якобы на него бросился и повалил на землю. Сын Просекова и ещё один сплавщик оттащили егеря. На том стороны конфликта разъехались

Странно, что инцидент произошёл в конце апреля, а резонанс в СМИ появился только месяц спустя. Коченов утверждает, что после «побоев» провёл на больничном 23 дня. Просеков, как и егерь, после инцидента обратился в больницу зафиксировать следы нападения. Сейчас доследственной проверкой по итогам инцидента занимается полиция. Проверяется факт нападения на должностное лицо. Просеков намерен встречно взыскивать ущерб с егеря. Чем больше проходит времени после инцидента, тем сложней однозначно прояснить картину. Но запустить кривотолки отнюдь не поздно, что, собственно, сейчас и происходит.

Сплавлявшиеся опровергают обвинения в том, что охотились в заказнике. По словам Просекова, для проверки достаточно отследить трекинг по сотовым телефонам — такие технологии есть у полиции, было бы желание. Разрешения на охоту в Искитимском районе у компании не было, но они приплыли из Маслянинского, а на этот район разрешение как раз было. Документы на оружие проверить несложно. По сути, полиция занимается лишь изучением ситуации с потасовкой, кто тут виноват. Судя по затянувшейся на месяц паузе, картина действительно неоднозначная. И вброс в СМИ может быть весьма неслучаен.

Образ героя-егеря, бросившегося в неравную борьбу с распоясавшимися сильными мира сего, формирует вполне однозначное общественное мнение. А если отзеркалить ситуацию и представить, что распоясался егерь? На месте сплавщиков может представить себя любой отдыхающий из Новосибирска, берущий с собой в дикую природу ружьё. Вдали от цивилизованных улиц с понятными адресами легко стать жертвой провокации. На берегу вдоль заказника не написано, что здесь заказник. Отдыхающего, незнакомого с местностью, можно запутать — то ли есть заказник, то ли нет. А если это ещё и неопытный охотник, или вовсе не охотник, просто оказавшийся за компанию, можно рассчитывать, что он наделает каких-то глупостей. Признает несуществующую вину или полезет давать взятку, что сделает историю уже более интересной.

В ноябре 2020 года по инициативе председателя Законодательного собрания Андрея Шимкива депутаты создали рабочую группу для совершенствования законодательства в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов. В первую очередь, речь шла о создании справедливой и прозрачной системы распределения лицензий, а также правил работы заказников, в которых хватает злоупотреблений. Федеральные законы жёстко ограничивают возможности областных законотворцев. Тем не менее, заксобрание решило добиться изменений правил игры в сфере, которая является социально значимой для сотен тысяч жителей Новосибирской области. 27 мая на сессии депутаты в первом чтении приняли корректировки в областной закон об охоте, и это ещё не конец пути. Инцидент в Легостаево может стать своевременным сигналом о том, какие ещё вопросы нужно откорректировать, чтобы максимально снизить коррупционные риски в сфере регулирования охоты.

Яндекс.Метрика