«Вон голова, бей по голове! По-моему, теперь уже хорош…» – сцена, когда губернатор Иркутской области Сергей Левченко стреляет в спящего в берлоге медведя, стала достоянием федеральных телеканалов. Программа «Вести. Дежурная часть» показала 3,5-минутный сюжет о «царской охоте» Левченко. Журналисты задаются вопросом: зимняя охота на медведя в берлоге по предварительному сговору – это пять лет тюрьмы для каждого участника? Четыре месяца назад, когда это видео стало достоянием соцсетей, в «Сером доме» признали, что в кадре губернатор, но до сих пор по вопиющему факту не возбуждено уголовное дело.
Около 4 месяцев назад в Сети появилось видео, где глава области под одобрительное улюлюканье свиты и егерей стреляет в берлогу медведя, а потом радостные свидетели убийства вытаскивают мёртвое животное наружу. В «Сером доме» признали, что на видео их шеф, он действительно стреляет в медведя. В безвыходной ситуации и без того нездоровая фантазия пресс-службы губернатора совсем разыгралась: оказалось, что не подавший ни звука и ни разу не пошевелившийся медведь – злой шатун, который терроризировал местных жителей. На минуточку – берлога находится примерно в 100 км от людских поселений. Губернатор лично вступился за спокойный сон жителей Иркутской области и поехал убивать мишку. Застал его, кстати, не в посёлке, а дома, в берлоге. Шатун, видимо, пошатавшись, побежал домой, прилёг отдохнуть, тут-то его и застала справедливая кара губернатора. «Медведь был, видимо, не только опасным, но ещё и очень хитрым и хорошо знал Уголовный кодекс. А как иначе объяснить то, что при виде охотников он проворно спрятался в берлогу и притворился спящим», – говорится в сюжете.
«Появятся или нет вопросы к губернатору Иркутской области Сергею Левченко? – размышляют журналисты «Дежурной части». – Охота на медведя зимой, когда он спит, – уголовное преступление». На видео действительно показывают губернатора Сергея Левченко, которому какие-то люди объясняют, как обращаться с ружьём. «Вот так выглядит экспресс-курс егерской грамотности для вип-персон, – комментирует журналист. – На этих кадрах человек, очень похожий на губернатора Иркутской области Сергея Левченко, в окружении многочисленной свиты едва ли не впервые в жизни берёт ружьё и давит на спусковой крючок». Находящиеся рядом люди подбадривают: «Стреляй ещё, стреляй, стреляй! Вон голова, бей по голове! По-моему, теперь уже хорош… Сейчас мы такие кадры сделаем».
Ценой разницы между охотой в конце осени и начале зимы может стать уголовное дело. Пресс-служба Левченко утверждала, что это происходило в установленные сроки. В Иркутской области медвежья охота разрешена до 30 ноября. Однако тулунский видеоблогер Артём Павлечко, которого то ли охотники, то ли браконьеры из тщеславия взяли с собой и разрешили ему съёмки, в разоблачительном видео на YouTube не только заявляет о том, что охота проходила зимой, но и демонстрирует своё фото вместе с Левченко в лесу с ружьями в руках, которое он, цитируем, «выложил на следующий день в «Одноклассники». Дата размещения фото – 20 декабря. Незаконная охота, совершённая группой лиц по предварительному сговору, – это потенциальные пять лет заключения в тюрьме.
Кроме того, следственные органы обязаны провести исследование обстоятельств, связанных с ещё одним возможным преступлением – по статье 150 УК РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления». На видео Антона Павлечко несовершеннолетний мальчик обращается к губернатору со словами: «Что, деда, в голову ему стрельнёшь, и всё…» После чего этому ребёнку, очевидно, своему внуку, Сергей Левченко даёт ружьё, и тот убивает маленького кабанёнка, запертого в клетке.
Статья 150 УК РФ гласит: «Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления… совершённое родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего», наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового. Дополним, что в этой «охоте» участвовал и отец мальчика – руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании Иркутской области депутат Андрей Левченко.
У Сергея Левченко есть коллеги по трудному делу охраны людей от ошалевшего зверья. В 2017 году на Сахалине был задержан глава Охинского района Сергей Гусев, который, как и героический Сергей Левченко, пошёл в лес с ружьём искать каких-то нарушителей. Нарушителем, как оказалось, была приличная такая, упитанная дичь. Видимо, стая наглых гусей-шатунов тоже терроризировала население. В Омской области глава регионального Управления охраны животного мира Виктор Данилов был обвинён в уничтожении краснокнижной рыси. Тогда изъятая шкура чудесным образом исчезла, а следы крови на снегоходе, принадлежащие кому-то из кошачьих, не смогли усадить бравого охотника в тюрьму. Но поста своего Данилов лишился уже в январе 2018 года.
Губернатор Левченко в тиши кабинета, закутавшись в шкуру убитого медведя, ощущает себя тревожно. Одно дело – ролик в соцсетях, другое – интерес к его персоне федерального телеканала. Журналисты «Дежурной части» недоумевают, почему до сих пор кадры зимней пальбы по медвежьей берлоге не стали причиной возбуждения уголовного дела. «О расследовании до сих пор не слышно, словно все ответственные люди в Иркутской области, не сговариваясь, впали в спячку», – такими словами завершается сюжет о герое-губернаторе.
Сам Левченко считает, что дело уже кончено, поскольку сцена убийства медведя уже прошла все проверки. На итоговой пресс-конференции он довольно раздражённо заявил, что не будет комментировать слухи. «Это уже проверялось много раз, в том числе правоохранительными органами, Следственным управлением, – сказал он. – Исходя из того, что я эти сюжеты не видел ни разу и не буду смотреть, потому что я знаю, что там всё законно, и это было дважды проверено Следственным комитетом, было признано, что всё законно. Остальное – это уже те домыслы, которые я комментировать не буду». Медведь убит, шкура содрана. Губернатору не хочется больше думать об этом, однако будущая «пятилетка» для него лично может пройти в ударном труде в местах не столь отдалённых. Как бы не случилась у главы области «медвежья болезнь».