На фоне усилий разных стран по деэскалации сирийского конфликта турецкие вооруженные силы, кажется, действуют ровно наоборот. В выходные они открыли огонь по позициям сирийских курдов в районе Алеппо. Официально Анкара утверждает, что наносит ответный удар. Вашингтон мягко просит турок не стрелять, но эксперты отмечают, что перемирие Турции не выгодно.

 

Вооруженные силы Турции в воскресенье открыли огонь по позициям подразделений сирийской курдской Партии демократического союза (ПДС). Погибли два бойца курдской самообороны, сообщает телеканал NTV со ссылкой на военный источник. По данным источника телеканала, военные Турции будут и впредь отвечать на обстрелы со стороны сирийских курдов – именно так позиционирует свои действия Анкара.

Битва за Алеппо.

Сирийские власти уже заявили, что обстрелы территории их страны турецкими войсками являются прямой поддержкой террористов. В заявлении командования армии САР также содержится призыв ко всем участникам конфликта под Дамаском, Алеппо и Деръа сложить оружие для «скорейшей нормализации жизни в стране».

До этого в воскресенье руководство партии «Демократический союз» отвергло требование Турции оставить приграничные позиции на территории Сирии, которые недавно были подвергнуты артиллерийскому обстрелу со стороны турецких военных.

Добавим, что и в субботу вечером артиллерия Турции открывала огонь по курдам, а точнее – по освобожденному курдами военному аэродрому Миннех на севере сирийской провинции Алеппо. Оправдывая эти действия и отвечая на критику, премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что огонь был открыт в качестве ответной меры.

Также Давутоглу пообещал, что вооруженные силы Турции в случае необходимости могут провести военную операцию против боевиков партии сирийских курдов «Демократический союз».

На этом фоне на минувшей неделе сирийские правительственные войска при содействии народного ополчения отбили у боевиков ряд стратегически важных высот в провинции Алеппо: в районах Дахра-эль-Караа и Дахра-эль-Кандила, а также поблизости от деревни ат-Тамура.

Анкара и Вашингтон.

На официальном уровне США в воскресенье призвали Турцию прекратить атаки возле Алеппо. «Мы обеспокоены ситуацией к северу от Алеппо и работаем над тем, чтобы снизить напряжение со всех сторон», – приводит AFP заявление официального представителя Госдепартамента Джона Кирби.

9 февраля турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил, что США должны сделать выбор между Турцией и сирийской курдской Партией демократического союза (ПДС), связанной с запрещенной в стране Рабочей партией Курдистана (РПК). Также глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявлял, что Анкара намерена бойкотировать мирные переговоры, если на них будут приглашены представители ПДС.

С похожими заявлениями выступал и президент Турции Реджеп Эрдоган. Он фактически призвал США сделать выбор между сотрудничеством с турецкими властями или сотрудничеством с курдами. В частности, Эрдоган выразил возмущение визитом посланника президента США к курдским ополченцам в сирийском городе Кобани.

Позже Wall Street Journal сообщила, что, по мнению Вашингтона, занятая Турцией позиция в отношении курдов является одним из главных препятствий на пути политического урегулирования в Сирии и мешает борьбе против террористической группировки «Исламское государство».

«Мюнхенские договоренности».

Турция пошла на новые акты агрессии спустя всего несколько дней после того, как Россия, США и ряд других стран решили вместе добиваться перемирия в Сирии. К такому итогу пришли участники заседания Международной группы поддержки Сирии в рамках международной конференции по безопасности в Мюнхене 12 февраля.

При этом на прекращение огня сторонам отводится одна неделя, что стало своеобразным компромиссом: США и некоторые страны ближневосточного региона настаивали на немедленном прекращении огня. Но Москва придерживалась более реалистичной позиции, что срок должен быть увеличен.

Комментируя шансы на заключение перемирия в течение недели, глава МИД России Сергей Лавров оценил их в 49%. Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер – в 51%.

Однако эксперты, опрошенные газетой ВЗГЛЯД, высказали опасения, что совместное решение Москвы и Вашингтона достичь перемирия на Ближнем Востоке может быть подорвано союзниками Запада, в том числе и Турцией.

Востоковед Александр Игнатенко в комментарии газете ВЗГЛЯД отмечал, что в Мюнхене был запущен «сложный процесс», в рамках которого «и Россия, и США, а также их союзники – а их там полтора десятка – будут работать над тем, чтобы реализовать этот проект». При этом часть американских союзников, в частности Саудовская Аравия, будут работать «без энтузиазма».

Арабист, старший научный сотрудник Центра международной безопасности Владимир Сотников также отмечал, что договоренности о перемирии действительно могут быть сорваны, так как неизвестно, пойдут ли на соглашение Саудовская Аравия и Турция. «Договариваться с ними – уже задача наших американских партнеров, которые имеют больше рычагов влияния и воздействия и заинтересованы в том, чтобы достигнутый компромисс выполнялся», – заметил собеседник.

«Пока большинство согласны, но есть же и другие, которые не подчиняются правилам. Насколько они будут готовы прекратить огонь, покажет эта неделя», – резюмировал Сотников.

Сейчас ситуация выглядит примерно так: Турция, Саудовская Аравия и Катар призывали сирийскую оппозицию не идти на уступки и продолжать сражаться. Но такие страны региона, как Египет, Иордания и ОАЭ, выразили готовность признать роль Москвы в Сирии и отметили необходимость более тесного сотрудничества с Кремлем.

Цель – сорвать перемирие.

Как рассказал ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский, намерение турок «вернуть исторический долг Алеппо» – это лишь отговорки для того, чтобы захватить кусок сирийской территории.

«В Анкаре говорят, что во время Первой мировой войны Алеппо помогло Турции, и теперь турки якобы обязаны вернуть им долг. Но все это несерьезно. В Первую мировую Турцию – а тогда Османскую империю – защищали очень многие, вплоть даже до армян. И это не помешало туркам просто вырезать сотни «защитников» своей страны».

Гораздо важнее для турок то, что Алеппо – второй по величине город Сирии, экономическая и промышленная столица этой страны. Также через этот город идут торговые потоки. Наконец, в Алеппо сосредоточена одна из самых больших и разношерстных групп оппозиционеров: часть из них представляют собой протурецкие силы, часть – «Джебхат ан-Нусра», часть – ИГИЛ. «А Турция сейчас защищает и первых, и вторых, и третьих. Ведь ИГИЛ – идеологический и экономический союзник Эрдогана. Дистанция между ним и «Исламским государством» гораздо меньше, чем между ним и шиитами, между ним и сирийскими алавитами.

В конечном итоге, уверен эксперт, Турция пытается застолбить «кусок территории на 15 км вглубь Сирии», то есть фактически преследует захватнические цели. А в союзе с Турцией намерена выступить и Саудовская Аравия, что делает ситуацию на Ближнем Востоке еще более взрывоопасной.

И хотя перемирия в Сирии добиваются и Россия, и США, ни Турции, ни Саудовской Аравии, ни Катару, по мнению Надеина-Раевского, оно не выгодно. «Эти страны вложили в игиловцев и сирийские оппозиционные отряды бешеные деньги. И я не вижу смысла для них добиваться перемирия. Что касается США, то у Вашингтона позиция двойственная. Они, кстати, тоже бомбят Алеппо. И наши военные даже показывали, что американские самолеты вылетали на задание, когда в городе были якобы разрушены два госпиталя. Но, в принципе, американцы напуганы расширяющейся географией ИГИЛ и тем, что Россия перехватила инициативу в Сирии. Поэтому они и говорят о перемирии», – отметил он.

Прислушаются ли в Анкаре к последнему призыву своего союзника – США – «не бомбить к северу от Алеппо»? Эксперт полагает, что Эрдоган в таких вопросах скорее выберет «пополнение личного кармана», чем союзнические обязательства. Разрывать отношения с Соединенными Штатами турки, разумеется, не будут, но бизнес сына Эрдогана Биляля, покупающего нефть у ИГИЛ и затем продающего во многие страны мира, важнее.