Решив «сирийский вопрос», Кремль поглядел в сторону Северной Африки: там тоже на мирных людей наседают исламские радикалы. Некоторые европейские аналитики думают, что русские планируют «усилить политическую поддержку» стран Магриба. Особенное внимание Кремль уделит Тунису и Марокко. Люди оттуда уже приезжали с поклоном в Москву. Тем временем в НАТО считают, что Путин задумал «расколоть» альянс, осуществляя некую стратегию в Средиземноморье.

«Новая средиземноморская политика России обрела реальные очертания», — говорится в статье Б. Виртца на ресурсе «Boulevard Voltaire».

Объявление о частичном выводе российских войск из Сирии «в контексте усиления символических и дипломатических интервенций Кремля» заставило иных западных аналитиков вспомнить о «появлении российской подводной лодки с баллистическими ракетами у французского побережья». Вспомнили и «демонстрацию силы» в Средиземном море.



Также есть мнение, что Россия может обеспечить поддержку Тунису, где становится всё популярнее исламистское движение «Эннахда». Эта партия явно приведёт к развалу страны по ливийскому сценарию Кроме того, джихадизм цветёт пышным цветом в Кот-д'Ивуаре.

В это же время Москва поддерживает Марокко в Западной Сахаре, где речь идёт об «алжирских претензиях».

По сути, сегодня речь идёт о «новой средиземноморской политике России, считает автор. Русские, которые дали всему миру «сирийский пример» (реальная политика, построенная на очевидном уважении суверенитета, комментирует Виртц), видимо, готовы убедить своих партнёров в странах Магриба и Машрика, что для общей стратегии достаточно простого жеста воли.

Действия России, как предполагает журналист, следуют логике «тройного сдерживания».

Во-первых, это касается «неоосманского проекта» Турции, о котором возвестил миру ещё премьер-министр Ахмет Давутоглу в 2010 году, намеревавшийся восстановить турецкую сферу влияния от Сараево до Каира и от Марокко до Индонезии.

Во-вторых, это возражение арабским нефтяным монархиям.

В-третьих, это противостояние местным исламистским движениям, которые получили в регионах довольно сильное влияние.

Такая стратегия подчёркивает вхождение мира в реальную многополярность. Это вхождение в новый мир, похоже, будет сопровождаться новой конфронтацией и страхом перед растущей фрагментацией общества.

Вероятно, в краткосрочной и долгосрочной перспективе интерес Москвы будет представлять Средиземное море. Вместе с тем, полагает аналитик, Россия в своей стратегии едва ли будет нацелена на «нулевую гегемонию», однако навести порядок в Средиземноморье она, вероятно, способна.

Мусульманские правительства в разных государствах уже столкнулись с турецким влиянием и дестабилизацией на периферии, вызванной джихадистскими движениями (Кавказ и Центральная Азия). Поэтому желание России разработать альтернативную политику по отношению к мусульманскому миру и придерживаться политики «многополярности» не просто встречает поддержку, но и имеет некий геополитический «императив».

Однако прочность такой политики в долгосрочной перспективе может показать только время. В любом случае, считает Виртц, перемены как во внутренней политике, так и в геополитике на глазах наблюдателей сливаются в «увлекательную» историю.

Какая такая «увлекательная» история происходит в Средиземном море, где европейцам видятся русские?

Напомним, в составе российской средиземноморской группировки (на основе ротации) сейчас выполняют поставленные задачи более полутора десятка кораблей и вспомогательных судов Северного, Тихоокеанского, Балтийского, Черноморского флотов РФ.

Всё это очень не нравится НАТО.

Генсек НАТО на днях «выразил обеспокоенность» по поводу «активизации России» в восточном Средиземноморье. Он заявил об этом по итогам встречи с премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу, сообщает «Лента.ру».

По уже утвердившейся привычке Йенс Столтенберг возложил на Россию ответственность за рост количества беженцев из Сирии в Европу: «Российская военная деятельность подпитала гуманитарный кризис и подтолкнула большее количество людей к границам Турции. Она также привела к нарушениям воздушного пространства Турции».

Как заявил Столтенберг, Североатлантический альянс нарастит присутствие авиации и флота у границ Сирии и в восточном Средиземноморье с целью активизации разведки и поддержки Турции: «Мы сталкиваемся с серьёзными вызовами нашей безопасности с юга, и Турция находится на переднем крае. НАТО стоит плечом к плечу с одним из своих членов — Турцией. Мы приняли решение нарастить усилия альянса по сбору разведывательной информации в Сирии. Альянс увеличит количество полётов своих самолётов АВАКС для мониторинга ситуации и нарастит своё морское и воздушное присутствие в восточном Средиземноморье».

Позднее генсек НАТО сделал ещё одно заявление.

Давая интервью телеканалу CNN, Йенс Столтенберг сказал, что Россия пытается расколоть НАТО.

«На протяжении уже долгого времени мы видим, что Россия действует более уверенно», — цитируют Столтенберга «Ведомости».

По словам генсека, Москва «использует различные методы, чтобы запугать своих соседей, а также пытается разделить Североатлантический альянс». «Но мы давали ответ на это, сплотив ряды в альянсе и приведя нашу военную политику в соответствие с новыми условиями в сфере безопасности», — заявил он.

Снова высказался он и по поводу восточной части Средиземноморья. Генсек отметил, что Североатлантический альянс обеспокоен наращиванием российских сил в Сирии, в том числе «размещением авиации и наземных войск, военным присутствием в восточной части Средиземного моря». Однако НАТО на это имеет свой ответ: альянс «наращивает военное присутствие в Турции и восточной части Средиземноморья».

В заключение напомним, что генерал Филип Бридлав, главнокомандующий Объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе, 1 марта заявил, что США и их союзники принимают меры на случай войны с Россией в Европе, а статс-секретарь Пентагона Джеймс Таунсенд, побывавший в гостях у шведов, в интервью газете «Dagens Nyheter» рассказал об «угрожающей» и «непредсказуемой» российской внешней политике, сообщил, что Путин «запугивает прибалтийцев», а кремлёвские бомбардировщики уже отрепетировали удар по Швеции. Не зная, что ещё сказать, он обозвал Россию «трагической угрозой».

Обозревал и комментировал Олег Чувакин

Яндекс.Метрика