В сентябре 1944 года войска 14-й армии Карельского фронта готовились к проведению Петсамо-Киркенесской операции. Командующий армией генерал-лейтенант В.И. Щербаков приказал начальнику инженерных войск армии генерал-лейтенанту Д.О. Лейчику подготовить несколько отрядов саперов-подрывников для действий на основных коммуникациях в тактической и оперативной глубине противника с целью нарушения управления войсками, работы тыла и деморализации личного состава. Для выполнения этой задачи в армии были подготовлены и направлены в глубокий тыл 5 таких отрядов. Два из них были созданы из состава 6-го отдельного гвардейского батальона минеров майора А.Ф. Попова.

 



Задачу батальону поставил лично командующий армией. Он приказал 18 сентября 1944 году к 8 часам сосредоточиться в районе безымянной высоты в 35 км юго-восточнее оз. Чапр, а в 14 часов того же дня выступить на выполнение боевой задачи в тылу противника. В район озера Люппеярви (около 30 км юго-восточнее г. Тарнет) прибыть 25 сентября и организовать базу. Затем выйти на коммуникации противника: Петсамо — Тарнет, Луостари — Ахмалахти и Ахмалахти — Никель. Боевую деятельность начать по приказу штаба армии, имея задачей разрушение линий связи, дорог и мостов, минирование, нападение на отдельные автомашины, пленение офицерского состава и наведение авиации на скопление войск противника. Действия отряда глубокой осенью в условиях Заполярья на большом удалении от своих войск требовали всесторонней выучки личного состава, а также хорошего материального и технического обеспечения.

В подготовительный период Петсамо-Киркенесской операции с подразделениями батальона были отработаны темы: «Действия взвода (роты) в засаде на пути вероятного движения противника», «Организация марша батальона в горно-болотистой местности», «Действия разведывательного отряда по окружению и уничтожению врага в опорном пункте». Особое внимание уделялось организации взаимодействия между подразделениями, управлению ими на марше по радио и через посыльных. Важное место занимали занятия по ведению разведки, осуществлению подрывной работы на коммуникациях, ориентированию на местности. Все подразделения были укомплектованы физически крепкими бойцами и командирами, имеющими опыт боевых действий в Заполярье.

Боевые действия предстояло вести в полной изоляции от своих войск, поэтому большое внимание было уделено морально-психологической подготовке бойцов и командиров. Особое значение придавалось созданию мелких групп, подготовке их к самостоятельным, быстрым, внезапным и решительным действиям, неожиданному для противника выходу из боя и совершению марш-бросков на длительные расстояния, искусству ведения рукопашного боя, особенно ножом. Большое внимание уделялось физической подготовке воинов, выработке у них способности переносить увеличенные нагрузки, лишения и трудности. Воспитанием дружбы, стремления к взаимовыручке в бою были пронизаны все занятия по боевой и политической подготовке.

В течение последних суток командиры еще раз уточнили маршруты движения, проверили подготовку каждого солдата, а также взводов и рот к выходу. Кроме того, был произведен тщательный учет имущества, вооружения, взрывчатых материалов, продовольствия, принимая во внимание, что все необходимое воины должны нести на себе. Каждый боец получил вещевой мешок минера, прорезиненный мешок, 4 кг тола, автомат с четырьмя боекомплектами патронов, 2 гранаты Ф-1 или РГД-42, 2 мины ПМД-6 и саперный нож.

Дополнительно на каждое отделение выделялись: топор, пила; на взвод — 2 мины замедленного действия, 150 м провода, канат, 20 детонаторов и 6 батарей СБО-6; на роту — 1 ручной пулемет с шестью дисками, 2 боекомплекта патронов, ракетница с 20 ракетами и санитарная сумка. Средняя нагрузка на бойца с запасом продовольствия на 17 суток составляла 42 кг.

Для связи со штабом инженерных войск армии командир отряда имел две радиостанции. Радиосвязь в период следования в тыл противника и по прибытии на базу планировалось вести по специально подготовленным переговорным таблицам два раза в сутки, а в ходе боевых действий — не реже одного раза в два часа.

18 сентября в 14 часов батальон (без одной роты) выступил в район предстоящих действий. Впереди шел головной дозор — усиленный взвод, в боковом охранении от каждой роты по усиленному отделению, а от последней роты выделялся взвод в тыловой дозор. В голове колонны главных сил находился командир батальона со штабом и радиовзводом.

Маршрут проходил по сильно пересеченной местности (сопки с крутыми склонами и топкие болота в низинах). Связь на марше осуществлялась между ротами связными и световыми сигналами, а в колоннах рот и взводов — голосом и флажками. Через каждые 50 минут отряд останавливался на 10-минутный привал. Средняя скорость движения была 2 км в час. На ночевку подразделения размещались компактно, организовав круговую оборону. Каждая рота высылала в назначенный сектор на удаление 100-150 м парные дозоры и посты. В местах, скрытых от возможного наблюдения противника, разжигали костры (по два на роту) для обогрева и приготовления кипятка.

К 21 сентября батальон вышел в район горы Кучинтундра (около 50 км южнее Луостари), просматриваемый противником с опорного пункта на высоте 237. Однако батальон сумел пройти этот участок ранним утром незамеченным. Дальше шли по труднопроходимому болоту, используя ветки деревьев, валежник, канаты. К 13 часам подразделение достигло реки Титовка и успешно переправилось через нее.

В последующие дни минеры продолжали движение только в сумерках и в ночное время, тщательно организуя разведку местности и противника. Ночью 24 сентября подразделение вышло к шоссе Луостари-Никель, по которому почти беспрерывно двигались вражеские машины. В 4 часа, выбрав момент, батальон развернулся и стремительным броском преодолел шоссе. Удалившись от дороги на несколько километров, он расположился в поросшей кустарником лощине. С наступлением темноты воины вновь выступили в путь, и к утру 25 сентября, пройдя около 20 км, вышли в заданный район.

База батальона была расположена в небольшом лесу у безымянного ручья, протекающего по границе Финляндии и Норвегии, в районе, выгодном в тактическом отношении для круговой обороны. Подступы к ней с помощью выдвинутых вперед секретов контролировались минимум на 2 км. В случае нападения противника минеры имели возможность отходить на северо-запад или юг под прикрытием леса и сопок.

По прибытии на базу роты организовали разведку в заданных им секторах в радиусе 15-25 км, выбирая объекты для предстоящих действий, изучая поведение противника и режим движения на дорогах. В лагере были приняты все меры предосторожности: не разрешалось строить шалаши, запрещались в дневное время движение личного состава, громкий разговор, стук. Пользуясь утренней и вечерней дымкой, для приготовления кипятка разводили один костер на роту.

2 октября 1944 года в тыл противника выступил второй отряд (50 человек) 6-го отдельного гвардейского батальона минеров, возглавляемый заместителем командира батальона капитаном А.П. Кононенко. В ночь на 8 октября он сосредоточился в 12 км юго-западнее базы основных сил батальона. Между отрядами была установлена связь по радио и через связных, а также отработаны вопросы взаимодействия.

В ночь на 7 октября войска ударной группировки 14-й армии заняли исходное положение для наступления. Одновременно с этим приготовились к действиям в тылу врага группы саперов-подрывников. Батальон майора А. Ф. Попова в 1 час 7 октября получил боевой приказ начальника инженерных войск армии, приступить к выполнению поставленной задачи.

Объекты предстоящих действий к этому времени уже были определены и поэтому подразделения сразу же начали боевую деятельность на дорогах: Петсамо-Тарнет (группа капитана Ю.Е. Бабина), Луостари-Ахмалахти (группа капитана А.А. Васильева), Луостари-Никель (группа капитана П.Г. Кузнецова). Первой отправилась группа капитана Бабина. Через час она вышла в заданный район, находящийся в 30 км юго-восточнее г. Тарнет. Устроив засаду на дороге, солдаты уничтожили автобус с гитлеровцами, разрушили до 800 метров проводной линии связи, взорвали мост. Утром группа успешно вернулась на базу.

В эту же ночь воины капитана А. А. Васильева на дороге Луостари-Ахмалахти разрушили 2400 метров связи, взорвали мост, уничтожили легковую машину и четырех фашистов. Группа капитана П.Г. Кузнецова разрушила 800 метров проводной связи вдоль дороги Луостари-Никель и заминировала 2 моста. Эти группы также без потерь вернулись на базу. Итоги первой ночи подрывных действий на коммуникациях противника были тщательно проанализированы в подразделениях.

В ночь на 8 октября на коммуникациях противника действовали две группы: на дороге Луостари-Ахмалахти (капитана А.А. Васильева) и Луостари-Никель (лейтенанта В.И. Чекашова). Минеры установили 6 фугасов, привели в негодность 1200 метров связи и отошли на отдых. Впоследствии наблюдатели сообщили, что на фугасах подорвались два 7-тонных бензовоза с горючим, следовавших в сторону фронта, и двухместный мотоцикл.

10-11 октября соединения 14-й армии, продвигаясь на запад, вели напряженные бои на подступах к рубежу Луостари, Петсамо. Противник цеплялся за каждую высоту и выгодный рубеж, непрерывно контратаковал, стремясь не допустить форсирования Петсамо-йоки наступающими частями. Чтобы не дать противнику выдвинуть резервы из глубины обороны, а также нарушить снабжение его войск, подразделениям, действовавшим в тылу врага, было приказано активизировать подрывную деятельность.

Вновь удачно действовала группа, возглавляемая капитаном Ю.Е. Бабиным. В ночь на 12 октября она в 19 часов в составе 21 человека отправилась на дорогу Петсамо-Тарнет. Около часа ночи воины вышли в заданный район в 20 км от Петсамо. По дороге непрерывным потоком двигались автомашины, тягачи с орудиями, танки. Для того чтобы прервать движение, необходимо было взорвать мост через реку. Запас взрывчатки в группе был небольшой (к этому времени тол в батальоне кончался). Но после мобилизации всех ресурсов, включая мины ПМД-6, ее набралось около 5 кг.

Капитан Ю.Е. Бабин приказал старшему лейтенанту В.П. Починкову, с группой захвата в количестве четырех человек, установить взрывчатку под прогонами моста и произвести подрыв в момент прохождения по нему автомашины; отделению сержанта Г.А. Крюкова — прикрыть группу захвата с запада, в случае появления автомобилей или солдат противника расстреливать их в упор; отделению сержанта В.И. Кротова — с ручным пулеметом выдвинуться на сопку в 300 м восточнее моста, имея задачу пропустить одну машину на мост, а остальные задержать автоматно-пулеметным огнем.

К 2 часам все заняли свои места, мост был заминирован. В 2 часа 15 минут со стороны фронта показались 4 автомашины. Первую из них отделение Крюкова пропустило на мост, а остальные расстреляло с расстояния 15-20 м автоматно-пулеметным огнем и забросало гранатами. Головная машина увеличила газ и оказалась на мосту. В этот момент группа Починкова подорвала его вместе с машиной и отошла на 100 м от дороги. Вскоре появились три автомашины с запада. Не доезжая 100-120 м до реки, они остановились. По команде Бабина вся группа открыла по вражеским грузовикам огонь. Произошел взрыв. Выпрыгнувшие из машин солдаты пытались отстреливаться, но расчет ручного пулемета во главе с сержантом М.И. Смирновым, метким огнем заставил их замолчать. После этого движение прекратилось на 10 часов. Следовавшие на фронт и с фронта колонны задерживались, образуя пробки. Разрушив связь, минеры отправились на базу. После их возвращения по радио была вызвана наша авиация, которая с 11 до 12 часов бомбила скопление противника на дороге.

В ночь на 13 октября группы старшего лейтенанта В.П. Починкова и капитана Ф.С. Истратия отправились для работы на дорогу Петсамо-Тарнет. Группа под командованием капитана Ф.С. Истратия, выйдя с базы в 18 часов, к 23 достигла заданного района (около 15 км юго-восточнее Тарнета). Выбрав небольшую паузу в движении, воины установили фугас в 1,5 кг, но проходящая артиллерия на механической тяге смяла его и при замыкании электрической цепи взрыва не последовало. В это время в разрыве колонны двигалось несколько вражеских солдат. Капитан Истратий решил пленить их. По его команде группа захвата во главе с командиром отделения сержантом Г.Л. Беляевым выскочила на дорогу, но была освещена фарами неожиданно появившейся автомашины. Внезапность была утрачена. Наши воины были вынуждены уничтожить гитлеровцев. На дороге поднялась паника, послышалась беспорядочная стрельба, движение остановилось. Отойдя на 300 м восточнее, воины устроили новую засаду. В эту ночь взвод под командованием капитана Истратия уничтожил 22 гитлеровца, 9 лошадей и мотоцикл. Движение прекратилось приблизительно на 5 часов.

В ночь на 14 октября на боевые действия вышли две группы. Одну, направлявшуюся на дорогу Луостари-Никель, возглавил капитан А.П. Кононенко, другую, наиболее сильную, идущую на шоссе Петсамо-Тарнет, майор А.Ф. Попов. Выйдя в заданный район (в 20 км восточнее Никеля), капитан Кононенко организовал разведку дороги. Было установлено, что она проходит в лощине среди больших валунов, движение непрерывное: обозы, вьючные лошади, люди. Отряд развернулся в цепь: справа — взвод лейтенанта В.И. Чекашова, в центре — взвод лейтенанта И.В. Волкова, слева — взвод старшины Н.Г. Михайлова.

Бойцы залегли, ожидая сигнала. Когда вражеская колонна поравнялась с засадой, взвилась ракета. На дорогу полетели гранаты, ударили автоматы и пулеметы. Затем наши воины в рукопашной схватке добили уцелевших гитлеровцев. При появлении второй ракеты подразделение отошло от дороги, сосредоточилось в заранее установленном месте и двинулось на базу. В эту ночь отряд Кононенко уничтожил более 30 гитлеровцев. Движение на дороге было прервано на 6 часов.

15 октября батальон получил приказ штаба армии выйти к своим войскам. В это время он находился в 20-25 км юго-восточнее Тарнета. С наступлением сумерек подразделение двинулось на восток и 17 октября вышло в расположение 20-й мотоштурмовой инженерно-саперной бригады 14-й армии, находящейся в 1 км восточнее Луостари.

Боевые действия в тылу противника продолжались 29 дней. Личный состав 6-го отдельного гвардейского батальона минеров нанес врагу значительный урон. За это время было разрушено свыше 11 тысяч метров проводных линий связи и 4 моста, уничтожено 19 автомашин, 3 мотоцикла, 31 лошадь, истреблено большое количество вражеских солдат и офицеров. Движение на дорогах было прервано в общей сложности на 2 суток. Потери батальона составили: 4 человека ранеными и 2 — пропавшими без вести. Личный состав батальона успешно выполнил поставленную перед ним боевую задачу.

Бойцы и командиры, несмотря на трудности (холод, нехватку продуктов питания, взрывчатки), сохранили высокую боеспособность и активно действовали во вражеском тылу. Многие воины за этот рейд были удостоены правительственных наград.


Источники:
Цирлин А., Бирюков П. Истомин В., Федосеев Е. Инженерные войска в боях за Советскую Родину. М.: Воениздат, 1970. С. 143-147.
Румянцев М. Разгром врага в Заполярье (1941—1944 гг.). М.: Воениздат, 1963. С. 164-174.
Емельянов Г. В глубоком тылу врага // ВИЖ 1973. №10. С. 55-59.
Симонян Р., Гришин С., Николаев Н., Тумас В. Разведка в боевых примерах. М.: Воениздат, 1972. С. 42-48.

 

Яндекс.Метрика