5 февраля США приветствовали готовность Саудовской Аравии послать войска для наземной операции в Сирии против запрещенной в России террористической группировки Исламское государство (ИГ).
«Будет проще гарантировать разгром неприятеля, а также достичь остальных невоенных аспектов этого разгрома, если другие страны коалиции одновременно приложат дополнительные усилия», — рассказал глава Пентагона Эштон Картер журналистам во время визита на базу ВВС США в Неваде.
Накануне о готовности Саудовской Аравии прислать войска в Сирию заявил в интервью телеканалу Al-Arabiya Ахмед Ассери, бригадный генерал ВС аравийской монархии. «Королевство готово принять участие в любой наземной операции, которую коалиция (против ИГ, — «Газета.Ru») согласится начать в Сирии», — заявил он. Ассери также является официальным представителем военной коалиции арабских государств, которые в настоящий момент урегулируют конфликт в Йемене.
«Мы считаем, что авиационные удары — не идеальное решение, — добавил саудовский генерал. — Необходимо сочетание воздушной и наземной операций».
До сих пор Саудовская Аравия крайне неохотно участвовала в боевых действиях против ИГ в Сирии, — как и большинство других членов западной антитеррористической коалиции. Из числа этих стран США наиболее активно бомбят позиции ИГ в Сирии. Кроме того, Пентагон обещал направить на север Сирии 50 спецназовцев.
По мнению Виктора Надеина-Раевского, старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН, примерно такой же сценарий боевой операции выберут власти Саудовской Аравии, если действительно решат помочь американской коалиции. «Послать ограниченное число спецназовцев в Сирию — наиболее логичный шаг Эр-Рияда в этой ситуации, — заявил эксперт «Газете.Ru». — Для переброски регулярных войск Саудовской Аравии необходимо договориться с Ираком или Иорданией о пересечении их территории, что будет непросто».
Турецкие маневры
Министр обороны США Эштон Картер будет обсуждать вероятную саудовскую операцию в Сирии на следующей неделе в Брюсселе. По его словам, в переговорах будут участвовать все 25 стран-участниц коалиции против ИГ, которую возглавляет Вашингтон.
В Брюсселе может состояться разговор и о турецком участии. Информация о скором вступлении вооруженных сил Турции в Сирию циркулирует в СМИ с начала года. 23 января вице-президент США Джо Байден заявил, что Турция и США готовы реализовать «военное решение против ИГ», если женевские переговоры по Сирии провалятся.
3 февраля спецпредставитель ООН по Сирии Стаффан де Мистура, который координировал этот с самого начала проблемный переговорный процесс, констатировал: консультации в Женеве придется прервать до 25 февраля из-за слишком больших противоречий.
На следующий день Минобороны России объявило о подозрительной активности турецких вооруженных сил на границе с Сирией. «Мы имеем серьезные основания подозревать интенсивную подготовку Турции к военному вторжению на территорию суверенного государства — Сирийской Арабской Республики, — заявил официальный представитель министерства генерал-майор Игорь Конашенков. — Признаков скрытой подготовки турецких вооруженных сил к активным действиям на территории Сирии мы фиксируем все больше и больше».
Еще один повод для беспокойства — это отказ Анкары пускать российский самолет Ан-30Б в свое воздушное пространство для проведения наблюдательного полета в соответствии с договором об открытом небе. По словам Конашенкова, в прошлом году в рамках того же договора иностранные партнеры России совершили 32 полета над территорией страны, четыре из них совершила Турция.
Официальная Анкара отвергает все российские обвинения. По ее словам, маршрут полета Ан-30Б не был согласован и поэтому отменен. Кроме того, источник, близкий к премьеру Турции Ахмету Давутоглу, 5 февраля заявил Reuters, что страна «имеет право принимать любые меры для обеспечения своей безопасности», и в то же время отверг обвинения минобороны России в подготовке сирийской военной операции.
Турецкие регулярные войска уже давно стянуты к сирийской границе, утверждает Виктор Надеин-Раевский. Усиление произошло летом прошлого года, когда Анкара начала переговоры с США о создании «зоны безопасности». Тогда турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган предлагал оцепить около 100 км пограничной территории между Сирией и Турцией, где «умеренная сирийская оппозиция» могла бы получить медицинскую помощь и перегруппироваться.
Однако начало российской операции в Сирии, а также отечественные комплексы С-300, которые поступили в распоряжение официального Дамаска, заставили Анкару отказаться от этой идеи.
24 ноября Турция сбила отечественный Су-24, который, как она уверяет, нарушил границу страны. Погиб командир экипажа. В итоге дружеские двусторонние отношения пошли прахом. 30 января Турция объявила о том, что ее воздушное пространство нарушил еще один российский бомбардировщик. Этот инцидент не закончился трагически, но окончательно рассорил две державы.
Подкрепить переговоры
Разговоры о военных операциях со стороны Саудовской Аравии и Турции пока не вышли из разряда декларативных, считает Зеева Ханин, профессор израильского университета Бар-Илан. Тем не менее, уже эти декларации сигнализируют о попытке перехватить российскую инициативу в сирийском конфликте, рассказал собеседник «Газеты.Ru».
С января силы официального Дамаска при поддержке российской авиации впервые демонстрируют бесспорные военные успехи. Сообщается о том, что они взяли в кольцо Алеппо, чрезвычайно важный со стратегической точки зрения для антиправительственных сил. На этом фоне представители сирийской оппозиции, на которых делают ставку Эр-Рияд, Анкара и Вашингтон, теряют позиции в рамках переговорного процесса. В этом контексте официальная делегация Дамаска в Женеве во главе с Башаром Джаафари становится все более весомым переговорщиком.
Если ситуация будет развиваться в том же ключе, к возобновлению переговоров по Сирии 25 февраля Башар Асад будет считаться президентом на гораздо большей территории страны, чем месяц назад.
США, Саудовская Аравия и Турция все сильнее разочаровываются в том военном сценарии, который они реализовали до сих пор: когда лояльные боевики сирийской оппозиции снабжаются оружием и амуницией и поддерживаются с воздуха в ограниченном режиме. «Тем не менее, ни одна из стран, которая сейчас завязана на конфликте в Сирии, не заинтересована начинать здесь полноценную наземную операцию», — считает эксперт.
«Если саудовская и турецкая наземные операции начнутся, это гарантированно усугубит их отношения с Россией, — считает Виктор Надеин-Раевский. — Этого Эр-Рияд и Анкара не хотят. Особенно последняя, учитывая недавний контекст турецко-российских военных инцидентов».
Москва также не стремится расширять свои военные действия, считает Ханин. «Изначально предполагалось, что вся российская операция в Сирии займет 3-5 месяцев и потребует $3-5 млрд», добавил он. Сейчас понятно, что вся история затягивается и стоит дороже, уверен эксперт.
5 февраля спецпредставитель ООН по Сирии Стаффан де Мистура заявил в интервью газете Corriere della Sera, что если сирийские делегации не сблизят свои позиции в ближайшее время, страна перестанет существовать.